Типы людей 3 канала и 4 репрезентативные системы Представление слова которые мы произносим это просто набор звуков

Типы людей.

Типы людей

3 канала и 4 репрезентативные системы.


"Представление слова".
       Слова, которые мы произносим - это просто набор звуков, при помощи которого мы обозначаем некие куски своего опыта. Если я скажу "кошка", то кто-то увидит большого белого кота, кто-то услышит мяуканье или мурлыканье, а кто-то почувствует, как он гладит маленькую пушистую кошечку (или здорового тяжелого кота). А кто-то и увидит, и услышит, и почувствует одновременно. Чтобы немного разобраться, какие слова для кого что обозначают, давайте немного поиграем.
       Сядьте в группы по 5-6 человек. Один из вас будет Водящим, он называет какое-нибудь слово, а все остальные по очереди говорят о том, что для них обозначает это слово, как оно представлено у них внутри. Например:
       - Мотоцикл.
       - Я вижу цветную фотографию большого черного мотоцикла.
       - А для меня это в первую очередь звук мотора.
       - А я чувствую себя сидящим на мотоцикле, вижу дорогу, по которой еду, и слышу свист ветра в ушах.

       После того, как закончится круг, Водящим становится следующий, и игра повторяется сначала. Естественно, запрещается слова повторять.
Время: 15 минут.

"Дополни описание".
       Еще одна игра. Для начала просто послушайте:
       - Эта комната светлая, просторная. И стены покрашены в такой милый цвет, что она кажется еще больше. И хотя стулья черные, они хорошо смотрятся на общем фоне.
       - Да, но здесь достаточно шумно. И акустика не очень. Звук как бы глохнет. Кажется, что говоришь громко, а на самом деле почти никому не слышно.
       - Зато здесь тепло, и стулья мягкие. И даже зимой не дует, но дышать легко. А то иногда в других местах такие сквозняки бывают, так дует по ногам, что аж мурашки по коже - хо-чется подобрать ноги, свернуться в комочек и угреться.
       - Все это, конечно, правильно. Но хочу обратить ваше внимание на то, что территория расположена достаточно далеко от метро, и на мой взгляд, оплата несколько завышена по отношению к тому, с каким качеством и в каком количестве здесь дается информация.

       То, что я сказал, это четыре разных способа описать одну и ту же комнату. Про три из них вы уже поняли, это - Визуальный, Аудиальный и Кинестетический. А вот четвертый тип описа-ния связан с так называемой Дигитальной репрезентативной системой - внутренним диало-гом. Репрезентация - это буквально "повторное воспроизведение". Репрезентативная систе-ма - это та, при помощи которой человек обращается к собственному внутреннему опыту. Счи-тается, что репрезентативных систем четыре:


Bwin предлагает 4 бесплатные ставки каждый месяц для всех клиентов. Потрясающие бонусы - $50 - сразу наличными, $25 покер бонус, $15 казино бонус и 10% вступительный бонус... Для этого надо зарегистрироваться на сайте букмекера Bwin. Бонус можно будет получить только в случае если Вы: 1) кликните на желто-черный баннер bwin 2) зарегистрируйтесь 3) сделаете три ставки до 31.12.2006, не менее 10 евро каждая. 4) бонус начисляется на Ваш счет!




1. Визуальная (В);
2. Аудиальная или Аудиально-тональная (А или Ат);
3. Кинестетическая (К);
4. Дигитальная или Аудиально-дигитальная (Ад );
       Дигитальный способ представления опыта появился исключительно благодаря языку и корен-ным образом отличается от всех остальных. Но об этом мы поговорим немного позже, а теперь задание.
       Объединитесь в группы по 4 человека.
       Первый человек выбирает тему беседы и рассказывает о некоем образе: это может быть кар-тинка леса, квартиры или моря. И говорит он только о том, что видит.
       Второй, тот, который сидит слева от него, продолжает рассказ, но уже говорит о том, что слышит. При этом он только дополняет сказанное Первым.
       Третий, соответственно, рассказывает о том, что там можно почувствовать.
       А вот Четвертый высказывается на предложенную тему, выражая свое мнение и оценку.
       По несколько предложений произносит каждый, потом меняетесь ролями - начинает тот, кто в предыдущем круге был вторым. И так, пока все не побывают во всех 4-х ролях. Например, этот рассказ может быть таким:
Первый: - Представьте себе, что вы находитесь на берегу ручья, протекающего через луг. Вы видите цветы среди травы - все они разных цветов, оттенков. Одни желтые, и если по-смотреть издалека, то кажется, что весь луг покрыт желтоватой дымкой. А другие на-оборот, со стороны выглядят как белые или голубые пятна на зеленом фоне. У самого ручья трава становится выше, и его практически не заметно, и только мелькающие стрекозы мо-гут вам напомнить о том, что там течет вода.
Второй: - Но вы можете услышать журчанье этой воды, ее негромкие перешептывания - как будто где-то недалеко идет разговор, в котором совершенно невозможно разобрать слов и слышны только одни интонации. Вот кто-то важный начинает бурчать на низких но-тах, в ответ раздается звонкий голосок, доказывающий, что не все так плохо. Но если вы хоть немного отвлечетесь от этой болтовни ручья, то сможете услышать гул насекомых, облетающих эту приболотную растительность - более низкий у шмелей, высокий - у пчел, и какое-то несолидное торопливое гудение многочисленных мух.
Третий: - Эти мухи совершенно не дают покоя - так и пытаются сесть на самое чувстви-тельное место. И хотя чаше всего не кусают, а просто топчутся, все равно щекотно, и хочется прибить эту гадину на месте. Но от удара по собственной руке только жжет ко-жу, а эта противная муха уже куда-то улетела. Это повод немного отвлечься и попробовать погрузиться в тяжелый густой запах этих болотных цветов - он как бы и сладкий, и немно-го приторный одновременно. Этот запах обволакивает со всех сторон, и от него ужасно хочется спать.
Четвертый: - Это все совершенно понятно, я осознаю то, что с вами происходит в данный момент, но у меня тут же возникает вопрос - а стоило ли так долго идти пешком от стан-ции ради того, чтобы куча болотных мух мешала отдыху. Здесь совершенно негде располо-житься на нормальную стоянку и просто отдохнуть.
 

Визуалы, Аудиалы, Кинестетики...


       Обычно человек более ориентирован на один из каналов - он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.
       И если человек предпочитает одну репрезентативную систему остальным (а большинство так и делает), это накладывает на него вполне определенный отпечаток. Для того чтобы понять, к чему это приводит, вы сейчас займетесь самостоятельным анализом и творчеством. Вам нужно попробовать определить, чем конкретно отличаются Визуалы, Аудиалы, Кинестетики и Дигиталы друг от друга. Попробуйте найти отличия по таким пунктам:
1. речь;
2. поза;
3. движения;
4. дыхание;
5. голос;
6. характерные особенности;
       От вас не требуется невозможного. Просто попробуйте пофантазировать и поразмышлять о том, что такое мир для человека, который более предпочитает видеть, чем слышать или чувст-вовать; или разговаривать с собой, а не ощущать и представлять. Попробуйте это испытать на себе, довести до крайности - возможно, так вам будет проще. Идею я вам подал, но могу дать еще одну подсказку. Если человек в данный конкретный момент находится в каком-либо кана-ле, то он проявляет большинство свойств данного типа людей.
       Но только помните: если человек Визуал, то это не означает, что он ничего не слышит и не чувствует. Просто смотреть он любит больше всего остального.
Время: 15 мин.
       Люди каждого типа, естественно, в большей степени пользуются словами, относящимися к ка-ждому конкретному каналу. Такие слова называются предикаты. Вот только у Дигиталов как бы специальных слов нет, они пользуются преимущественно неопределенными (то есть не относящимися ни к одной системе) и аудиальными.

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

Неопределенные

ярко;
ясный;
наглядно;
четкость;
синий;
цветной;
радужный;
искристый;
смотреть;
приглядывать
осмотреться;
белесый;

громко;
тихо;
ритмично;
мелодия;
слушать;
разговор;
беседовать;
хрипло;
бас;
рычать;
визжать;
стон;

чувствовать;
двигаться;
тепло;
мокро;
ощущение;
боль;
ныть;
подрагивать;
прохладно;
резь;
действовать;
напряжение;

уют;
важно;
определенность
посредственно;
возможность;
приятно;
странность;
вероятно;
осознание;
понять;
удивиться;
настроение;

       А теперь про каждый тип отдельно.

Визуалы.

       - Вы женаты?
       - Нет, просто я так выгляжу!

       Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые - разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса - слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.
       Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
       Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения. Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы).
       Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде - не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
       Визуалы - хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам - красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы:
       - Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!
       Для Визуалов зрение и слух - это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.
       Я говорю своей жене:
       - Послушай, какая музыка!
       Она поворачивается и смотрит на магнитофон.
       Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
       Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики.

       Муж собирается на курорт. Жена спрашивает:
       - А почему ты обручальное кольцо не надел?
       - Кольцо? Да ты что? В такую-то жару?

       А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы - широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.
       Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий.
       Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид - не столь важно.
       Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. - это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.
       Кинестетики - это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не пони-мают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать). Это, правда, не означает, что Кинесте-тики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия - тело, а способ - движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
       В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Ки-нестетики, кстати):
       - И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги - он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед...
       Кинестетики обычно весьма слабо планируют - в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что "разговоров много, а дела мало". Для них это действительно так.
       И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
       - Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
       Для них "просто рассказ" как бы лишен смысла - с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе "все эти красочные прелюдии и разговоры" Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!
       Типичная проблемная ситуация: муж - Кинестетик, жена - Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потро-гать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его... Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин - просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.
       При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации - они же во все эти переживания погружаются. Именно поэтому им тяжело сказать "нет". Просто для пробы несколько раз проговорите про себя "нет" и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы.

       Консерватория, все завороженно слушают прекрасную музыку. Один из зрителей толкает в бок соседа:
       - Извините, это Вы сказали:"...твою мать?"
       - Конечно, нет!!!
       - Извините, тогда может, Вы? Тоже нет? Наверно, музыкой навеяло.

       Поза Аудиала - нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика - они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная "телефонная поза" - голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.
       Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.
       Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить - для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.
       Как говорила одна героиня комедии Островского: "Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух?"
       Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) - они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:
       - Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!
       - Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!
       - Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.
       - Вы так галантны!

       Причем содержание особой роли не играет, главное - голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

Дигиталы.

       К английскому лорду, сидящему у камина, подходит жена:
       - Плохая новость, сэр. То, что мы принимали за беременность, оказалось не беременностью.
       - Значит, наследника не будет?
       - К сожалению нет, сэр...
       - О Боже, опять эти бессмысленные телодвижения!

       У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно - интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо "поверх толпы". Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики).
       - Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.
       Дигиталы - это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик:
       - Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.
       Дигиталы как бы оторваны от реального опыта - они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.
       Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде:
       - Я понимаю, что вы чувствуете, - он, скорее всего, находится в данный момент в дигиталь-ном канале: Дигиталы не сочувствуют, они понимают. Совершенно замечательно было показано в "Дикой Орхидее" Залмана Кинга. Вспомните, что говорят о главном герое:
       - Дистанция, полный контроль, ничего лишнего...

       Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.
       Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и съедаете его.
       Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова - это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов.
       А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков - плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы... Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков - если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них - уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
       Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:
       - Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу... Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу...
       Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас. Это проходит, увы, мимо вашего сознания.

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

       Но с другой стороны, я часто восхищаюсь умением некоторых моих знакомых действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Лично для меня это всегда было некой магией. Это высокое мастерство - сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. И пишу я это безо всякой иронии. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.

       В одном английском колледже среди учащихся был объявлен конкурс на самый короткий рассказ. Тема любая, но есть четыре обязательных условия:
       1. В сочинении должна присутствовать королева.
       2. Должен быть упомянут Бог.
       3. Немного эротики.
       4. Чтобы была тайна.
       Первую премию получил студент, который уместил рассказ в одну фразу:
       - О Боже! - воскликнула королева. - Я беременна, и не знаю, от кого.


Отличия.
       Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, спо-собов обучения.
       Кинестетик запоминает все телом, мышцами - у тела есть своя память. Этот способ весьма эф-фективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа ре-шения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
       Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал - произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
       Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист". Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).
       Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Ви-зуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал - рассказать подробнее. Диги-тал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.
       На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кине-стетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно долго рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложи-те справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим коли-чеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данно-го прибора.


Bwin предлагает 4 бесплатные ставки каждый месяц для всех клиентов. Потрясающие бонусы - $50 - сразу наличными, $25 покер бонус, $15 казино бонус и 10% вступительный бонус... Для этого надо зарегистрироваться на сайте букмекера Bwin. Бонус можно будет получить только в случае если Вы: 1) кликните на желто-черный баннер bwin 2) зарегистрируйтесь 3) сделаете три ставки до 31.12.2006, не менее 10 евро каждая. 4) бонус начисляется на Ваш счет!



 

 

Визуал

Кинестетик

Аудиал

Дигитал

ПРЕДИКАТЫ

кажется
взгляд
яркий
перспектива
фокус
красочный

чувствую
схватывать
касание
прочный
теплый
спокойный

тон
громкий
отзвук
послышалось
звучит как...
ритмичный

разумный
логичный
знаю
понимаю
язык цифр
функционально

ПОЗА

Прямая, расправленная, голова приподнята.

Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном впред.

Голова набок, "телефонная поза", посадка прямая.

Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова.

ТИП ТЕЛА

Как "тощий", так и "полный".

Пухлый, округлый, мягкий.

Четкой зависимости нет.

Мягкое, полное.

ФОРМА ГУБ

Тонкие, узкие

Пухлые, мягкие.

Различная.

Плотные, обычно поджатые.

ДЫХАНИЕ

Верхнее.

Нижнее, брюшное.

Полное.

Верхнее, зажатое.

ДВИЖЕНИЯ

Немного скованные, на уровне верхней части туловища.

Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища.

Небольшие, на среднем уровне.

Движений очень мало, обычно застывшая поза.

ГОЛОС

Высокий, звонкий, быстрый, громкий.

Низкий, густой, медленный.

Мелодичный, выразительный, меняющийся.

Монотонный, прерывистый, зажатый.

НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА

В глаза собеседнику.

Вниз.

Глаза опущены.

Смотрит поверх толпы или в лоб собеседнику.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Посмотреть, чтобы услышать.

Касаться важнее, нежели смотреть.

Чтобы услышать, не смотри.

Никакого зрительного контакта.

ДИСТАНЦИЯ

Большая, чтобы видеть, прикосновений не любят.

Очень близкая, чтобы коснуться.

Небольшая, но предохраняются от прикосновений.

Отдаленная.

ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА

Не хотят быть ниже собеседника.

Из стресса выходят, беря вину на себя.

Очень многословны, нет риторических вопросов.

При стрессе становятся сверхрациональны.

"ГЛАВНОЕ" СЛОВО

КРАСИВО

УДОБНО

ГАРМОНИЧНО

ФУНКЦИОНАЛЬНО


Ассоциация - диссоциация.
       Есть еще одно забавное свойство, связанное со способом восприятия мира. Одну и ту же ситуа-цию можно воспринимать как бы изнутри, видеть своими глазами и чувствовать то, что проис-ходит внутри нее (ассоциировано), или воспринимать ее со стороны, как бы вне ее, и тогда вы будете скорее ее оценивать (диссоциировано). Разница приблизительно такая же, как участво-вать в драке или смотреть на нее со стороны.
       Проведите такой эксперимент. Представьте, как вы выглядите сзади, как сверху, как вы смот-ритесь с потолка? А как вы в данный момент выглядите снизу? Вот когда вы все это так пред-ставляете - вы диссоциированы.
       А теперь посмотрите на все своими собственными глазами. Что вы чувствуете в данный мо-мент, что вы видите, что слышите? Вот сейчас вы ассоциированы.
       Естественно, это будет и отражаться в речи. Ассоциированное состояние скорее всего будет описываться изнутри:
       - Когда я увидел его перед собой, мне так захотелось куда-нибудь спрятаться.
       - Как только я вспоминаю эту ситуацию, я тут же оказываюсь на этой улице в окружении этих людей, они все кричат друг на друга...

       - Вот я сейчас тебе рассказываю о том случае, и опять переживаю все это внутри себя, эту радость, восхищение...
       Диссоциированное состояние скорее будет описываться как оценка ситуации:
       - Когда я подумаю, как это выглядит со стороны...
       - Взглянув на это с другой точки зрения, я начинаю понимать, как глупо я тогда поступил.

       - Со стороны это выглядело великолепно!
       Так вот, Визуалы могут очень легко занять внешнюю позицию по отношению к событию - дис-социироваться. Это позволяет им хорошо оценивать ситуацию с разных точек зрения, но в то же время может лишить вовлеченности в процесс. Как рассказывала мне одна знакомая девуш-ка:
       - Не получаю я удовольствия от секса. Да, вижу как мужчина с женщиной занимаются этим делом, и что?
       Диссоциироваться от неприятной ситуации - весьма часто используемый и эффективный спо-соб работы с дискомфортными ситуациями. Когда вы "выходите" из события, смотрите на него со стороны, вы уже реально можете его оценить и найти новые более эффективные способы поведения.
       Кинестетики же хорошо ассоциируются, легко могут прочувствовать ситуацию изнутри, бу-дучи вовлеченным в нее в полной мере. Хорошие актеры обычно Кинестетики - они хорошо входят в образ, становятся другим человеком, реально переживая события чужой жизни.
       С одной стороны, все это большой плюс, но в то же время, если ситуация достаточно неприят-на, как только ее вспоминаешь - тут же чувствуешь себя плохо. И ты вновь в этих эмоциях, этих переживаниях.

Казино Bwin:

Покер Bwin:

       Ни то, ни другое состояние не является предпочтительным глобально. Можно только говорить о ситуациях, о контекстах. Моя рекомендация такова: лучше всего уметь легко переходить из одного состояния в другое, пользуясь достоинствами как первого, так и второго.
       Но если вы хотите попробовать понять действительно, как устроен мир каждого из типов - самое простое попробовать на время стать одним из них. И вот вам небольшое домашнее зада-ние.

Упражнения на дом.
       Попробуйте сделать так: один день вы обращаете максимум внимания на звуки, вас окружаю-щие, в другой день на ваши ощущения, в третий на то, что вы видите, в четвертый - на смысл и числа. Только выбирайте день, когда вам это не повредит: максимально прочувствовать все свои переживания по поводу выволочки у начальника, возможно, не самое приятное занятие.
       Если не можете посвятить этому целый день, займите полдня, час. Только, если наметили ка-кое-то время, то все его целиком и отрабатывайте.
       И самое главное. Попробуйте увидеть, услышать, почувствовать и понять ту гармонию и по-эзию, которая скрыта в этом мире. Настройтесь на то, что вы ищете что-то волшебное и попа-даете в немного другой мир. А ведь это действительно так, если вы попробуете расширить ваше восприятие, то вы обнаружите множество ранее не замечавшихся вами вещей. Представьте, что вы первый раз попали сюда, взгляните на все новыми глазами, найдите гармонию. Ведь гораздо интересней жить в поэтическом мире, чем в мире сером, монотонном и безвкусном. И помните, что каждый находит в этом мире то, что ищет.
       Попробуйте на целый день стать Аудиалом. Старайтесь как можно больше слышать, обращать внимание на мельчайшие различия звучания, на самые незаметные шорохи и стуки. И вы вдруг обнаружите, что мир заполнен огромным количеством самых разнообразных звуков, на боль-шинство из которых вы до этого совершенно не обращали внимания. Просто целый день при-слушивайтесь, слушайте, пытайтесь расслышать как можно лучше. Погрузитесь в волшебный мир звуков, воспринимайте этот мир через звуки, которые он издает, станьте сплошным слу-хом.
       И возможно, вы научитесь слышать тончайшие изменения голоса вашего собеседника и пойме-те, насколько они важны, как много они говорят о другом человеке, о его внутреннем мире, о его гармонии и мелодии. Ведь каждый человек обладает своей собственной мелодией, своим собственным звучанием. А его голос - это музыка, которая вышла наружу. И слыша эту мело-дию, вы можете подыграть ей и сделать так, чтобы другой человек звучал с вами в унисон.
       А на следующий день вы можете стать Кинестетиком. Ощущение воздуха, одежды, запахи, оттенки вкуса, расслабление или напряжение мышц - вот на что вы обращаете внимание. На-стройтесь на ваше тело - это очень сложный датчик, из каждой его клеточки идет своё ощуще-ние. Настройтесь на эти мельчайшие изменения. Почувствуйте этот мир: холодный он или теп-лый, какой у него запах, шероховатый он или гладкий, напряженный или расслабленный. А может, он вибрирует или колышется. А как он движется...
       Потрогайте кожу другого человека. Она может быть шелковистой и сухой, гладкой и немного шершавой. Каждый человек ощущается совершенно по-другому. Он чувствуется по-другому. А если вы попробуете встать на его место и ощутить то, что у него внутри - его эмоции, чувства, переживания. Ведь это так интересно - на время стать другим, чувствовать мир как другой - возможно, это основа понимания.
       На третий день вы можете стать Визуалом и увидеть громадное разнообразие форм, оттенков цвета, яркости, резкости. Мельчайшие детали и оттенки. Вы - это зрение. Вы только глядите, наблюдаете, смотрите, рассматриваете, приглядываетесь и окидываете взором. Весь мир - это только набор зрительных образов...
       А что вы видите в других людях? Насколько гармонично они сложены и одеты? Подходят ли им эти цвета? А мельчайшие изменения цвета кожи, выражения лица, движения или напряже-ние мышц - они сообщают намного больше, чем слова. Слова могут лгать, а тело говорит прав-ду. Просто надо это заметить, увидеть все то, что вам хочет сказать тело другого человека. Это громадный, обычно практически неосознаваемый способ общения. Он передает больше, чем все остальные, вместе взятые. Просто заметьте это...
       На четвертый день вы можете попробовать стать Дигиталом. Подумайте, насколько это вели-колепно - холодный прагматичный ум, отсутствие лишних эмоций. Вы способны заниматься тем, для чего требуется четкая рассудительность и конструктивный подход. Вам доступны чис-тая логика и отвлеченные понятия. Это именно то состояние, когда вы способны в наибольшей степени понять глубинный смысл и великолепие словесных формул и умозаключений.

Bwin предлагает 4 бесплатные ставки каждый месяц для всех клиентов. Потрясающие бонусы - $50 - сразу наличными, $25 покер бонус, $15 казино бонус и 10% вступительный бонус... Для этого надо зарегистрироваться на сайте букмекера Bwin. Бонус можно будет получить только в случае если Вы: 1) кликните на желто-черный баннер bwin 2) зарегистрируйтесь 3) сделаете три ставки до 31.12.2006, не менее 10 евро каждая. 4) бонус начисляется на Ваш счет!



       Ведь это совершенно восхитительно - понимать мир через его законы и правила, приводить хаос к единому знаменателю. Определить мир при помощи самых метких слов, осознать гармо-нию чисел. Понять многие философские школы до конца можно только в этом состоянии. Иной способ восприятия, отрешенный, очищенный, самоуглубленный...
       Что вам понравилось больше всего - только видеть, слышать, чувствовать или размышлять?
       Надеюсь, что вы понимаете, это только тренировка, настройка. Хороший способ обучения - разбить на части и осваивать по кусочкам. После этого кусочки надо сложить в единое целое, чтобы из отдельных элементов мозаики появилась картина.

Противоречия.
       Теперь немного о противоречиях. Вот супружеская пара, кстати, обычная: мужчина - Кинесте-тик, женщина - Визуал. (Это совершенно не обозначает, что не бывает женщин - Кинестетиков или мужчин - Аудиалов, речь идет именно о характерных парах).
       Жена целый день наводила красоту и прибирала в квартире, муж пришел с работы, сел в удобное кресло, взял газету, закурил и начинает стряхивать пепел на свежевычищенный ко-вер. Жена в крик:
       - Я навела такую красоту, а ты все изгадил.
       Муж раздраженно:
       - Не мешай отдыхать!
       Он же не понимает, что для его жены пепел на ковре - то же самое, что кнопки ему под зад-ницей.
       Или условная ситуация, одна подруга говорит другой:
       - Ты знаешь, мой муж совершенно меня не понимает. Я сделала новую прическу, поставила свечи, красиво сервировала стол, а он тут же лезет обниматься.
       - Везет тебе. А то моему всякий антураж нужен - разноцветное белье, интимное освеще-ние...А я лежу, жду, уже замерзла, а он все свечи зажигает. Нет чтоб сразу к делу перейти...

       Что нравится одному, для другого может казаться странным и непонятным. Проблемы могут возникать даже по поводу обозначения местоположения. Для Визуала часто улица или площадь начинается с момента, когда он ее видит. А для Кинестетика - с момента, когда он на ней на-ходится. И так далее. Нюансов много, и все их не перечислишь сразу, да в общем это, на мой взгляд, не очень нужно. Лучше, чтобы вы просто научились воспринимать мир глазами, ушами и чувствами другого человека и понимать, почему он поступает именно так.
       - А что, пары, когда оба супруга одного типа, не встречаются?
       По моему опыту, достаточно редко. Обычно люди ищут в партнере не столько свою копию, сколько некое дополнение. Пары обычно складываются из разных типов, но что важно - чтобы человек был способен хоть в какой-то степени общаться на том же языке, что и партнер.
       Вот тут пора красиво напомнить, что это только модель, и она достаточно условна. Хотя дейст-вительно существуют люди, пользующиеся практически единственным каналом, но их очень мало. Большинство же вполне эффективно пользуются несколькими, просто один канал они предпочитают больше. И все описанное выше касается только людей, которые "ну очень сильно" аудиальны или кинестетичны. Это случается достаточно редко, обычно можно гово-рить только о некотором преобладании. Так что надо помнить, что, вообще говоря, деление по типам весьма условно.
       Вот, например, цифры, полученные в результате тестов (здесь Ад приплюсовано к А).
       По каналам для одного человека:

В - 54%
А - 15%
К - 31%

           

       И говорят, что такой человек - Визуал.

В - 24%
А - 30%
К - 46%

           

       А этого человека можно назвать Кинестетиком. Но он, естественно, будет отличаться от такого Кинестетика:

или такого:

       Когда описывают типы, то это касается людей с очень сильным преобладанием того или иного канала, а для всех остальных это будет не столь явно выражено. Но все равно, даже небольшое предпочтение остается предпочтением. И вы можете проверить это на собственной практике - послушайте, поговорите с другими людьми. Попробуйте то попадать в их преимущественный канал, то не совпадать с ним, и понаблюдайте, что конкретно будет с собеседниками происхо-дить. При этом учтите, что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои раз-говоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем, как и среди военных.
       С возрастом предпочтения могут меняться. Вот данные для школьников:


Bwin предлагает 4 бесплатные ставки каждый месяц для всех клиентов. Потрясающие бонусы - $50 - сразу наличными, $25 покер бонус, $15 казино бонус и 10% вступительный бонус... Для этого надо зарегистрироваться на сайте букмекера Bwin. Бонус можно будет получить только в случае если Вы: 1) кликните на желто-черный баннер bwin 2) зарегистрируйтесь 3) сделаете три ставки до 31.12.2006, не менее 10 евро каждая. 4) бонус начисляется на Ваш счет!



Начальная школа

Средняя школа

Старшая школа

 

       А теперь несколько интересных фактов. В России на данный момент приблизительное распределение по типам такое:

Визуалы - 35%;
Кинестетики - 35%;
Аудиалы - 5%;
Дигиталы - 25%;

       А например, для США это выглядит немного иначе:
Визуалы - 45%;
Кинестетики - 45%;
Аудиалы - 5%;
Дигиталы -5%;

       Если говорить о культуре, то можно сказать, что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими - вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.

"Демонстратор".
       Объединитесь в группы по 5-6 человек. На каждую микрогруппу раздаются 7-8 карточек ("В", "А", "К" и "Ад"). Все члены группы их разбирают по одной. А потом все по очереди показывают различные типы людей, в зависимости от того, какая кому карта досталась. Ваша задача - максимально наглядно показать признаки данного типа людей. Это можно даже сделать несколько гротескно, но обязательно ярко, чтобы всем было понятно, "кто есть кто". И при этом обязательно должны присутствовать невербальные признаки типа, а не только слова.
       Небольшая рекомендация. Полностью войдите в образ и доведите его до крайности. Попробуйте максимально выразить это состояние, этот способ восприятия мира. А остальные члены группы угадывают, кого им показывают.
Время: 20 минут.
 

Переводчики.

       - Как будет повелительное наклонение глагола "молчать"?
       - Ша!

       А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы подумали о следующем. Одну и ту же мысль можно выразить разными словами. И для разных типов людей это будет звучать по разному. Дигитал скажет "интересный человек", визуал - "яркая личность", кинестетик - "сильная натура", а аудиал - "громкое имя". Давайте сейчас немного займемся переводом с языка на язык - ведь у каждого типа людей свой стиль общения, одежды, темы разговоров и, соответственно, язык. А вам, как хорошим Гипнотизерам, положено быть прекрасными переводчиками.

Перевод слов.
       Объединитесь в микрогруппы по 5-6 человек. И попробуйте составить словарь перевода слов и выражений с "языка на язык". У вас должно быть соответствие 4 типов - слова Визуальные, Аудиальные, Кинестетические и Нейтральные (Неопределенные). И учтите, что жесткого соот-ветствия нет, но есть определенные нюансы и оттенки.
Время: 20 мин.
      Итак, что у кого получилось? Давайте я буду записывать.

В

А

К

Неопределенные

увидеть главное

услышать основное

уловить суть

понять смысл

проглядеть

не услышать

упустить

проигнорировать

некрасивы

неблагозвучный

неприятный

плохой

яркая личность

громкое имя

сильная личность

известный человек

посмотрим

обговорим

прикинем

обдумаем

тусклый

однозвучный

вялый

обычный

осматриваться

прислушиваться

заострить внимание

быть внимательным

показать

рассказать

продемонстрировать

объяснить

просмотреть

прослушать

прочувствовать

осознать

красиво выглядит

хорошо звучит

гладко выходит

все правильно


Тренировка.
       Сядьте в другие микрогруппы по 5 человек. Игра такая. Один называет нейтральное слово, следующий по кругу - визуальный аналог, следующий - аудиальный, и последний - кинестетический. Потом опять идет новое нейтральное слово, и все повторяется по кругу. То есть это задание на практическую отработку предыдущего упражнения. Чтобы вы не только знали, но и умели.
Время: 20 минут.

"Иностранцы".
       Объединитесь в группы по 4 человека. Роли распределяются так: два Иностранца, Переводчик, Наблюдатель. А история такая.
       Встречаются два Иностранца, они говорят как бы на одном языке, но один из них предпочитает один канал, а другой - другой. И получается, что они друг друга не понимают. Но тут на ра-дость им появляется знающий НЛП Переводчик. Он помогает им в меру сил и возможностей, переводит с языка одного типа на другой. И делает это не только вербально, но и помогает себе телом, интонациями, дыханием. То есть сохраняет подстройку как под говорящего, так и под слушающего. Наблюдатель наблюдает, следит за временем и может, в случае замешательства, помочь переводчику. А самое главное - пытается найти альтернативный перевод.
       И учтите, что вы переводите не только слова, но также и жесты, мимику, интонации, скорость речи. Если Визуал говорит что-то быстро и высоко, то Кинестетик - медленно и низко. Визуал будет показывать руками местоположение картинок или указывать на них, а у Кинестетика, вероятно, движения изображают сам процесс или его интенсивность. У Аудиала жестов будет, скорее всего, мало, он будет пытаться выразить все "показанное" при помощи интонаций, вы-соты голоса и ритма. Подумайте об этом, но не слишком много. Лучше всего просто переходи-те из состояния в состояние и разрешайте себе двигаться и говорить, исходя из этого. Ваше тело само найдет наиболее подходящие варианты невербального перевода.
       Иностранцы друг друга действительно не понимают. Они реагируют только на то, что им гово-рит Переводчик. Это ему дополнительная обратная связь относительно точности перевода. Свой тип Иностранцы выбирают из соображений того, какой канал максимально ему незнаком. И, естественно, желательно, чтобы вы попробовали максимально разнообразные пары в своей микрогруппе.
Время: 30 минут.




Bwin предлагает 4 бесплатные ставки каждый месяц для всех клиентов. Потрясающие бонусы - $50 - сразу наличными, $25 покер бонус, $15 казино бонус и 10% вступительный бонус... Для этого надо зарегистрироваться на сайте букмекера Bwin. Бонус можно будет получить только в случае если Вы: 1) кликните на желто-черный баннер bwin 2) зарегистрируйтесь 3) сделаете три ставки до 31.12.2006, не менее 10 евро каждая. 4) бонус начисляется на Ваш счет!



Также посетите такие страницы нашего сайта:

[ Букмекерская контора Bwin.] [ Только факты. ]
[ Главная ]
[ Календарь игр (Лига Чемпионов, УЕФА) ] [ Все обо всем. ] [ Интересные истории. ] [ Букмекерский бизнес. ]
[ Об лоттереях и тотализаторах. ] [ Фотоаппараты. Фотография. ] [ Формула соблазнения. ]

[ Букмекерские конторы. Терминология. ]
[ Букмекерские конторы. ]
[ Стратегии ставок - финансовые: Критерий Келли. Ряд чисел. ]
[ Стратегии ставок - финансовые: Финансовый менеджмент Miller'a. Датская система. ]
[ Стратегии ставок - игровые: Счет. Исход. ]
[ Стратегии ставок - игровые: Тотал. Тайм. ]
[ Стратегии ставок - игровые: "коридоры". Догон. ]
[ Стратегии ставок - игровые: Вилки. Value betting. ]
[ Стратегии ставок - игровые: система S8. No Bet. ]
[ Стратегии ставок - финансовые: Мартингейл. Оскар Грайнд ]
[ Стратегии ставок - финансовые: процент от банка. Д'Аламберт и Контра-Д'Аламберт. ]
[ Стратегии ставок - финансовые: фиксированная (flat). фиксированная прибыль. ]

[ Чемпионат России по футболу. Турнирная таблица. Шахматка. Регламент чемпионата. ]
[ Чемпионат Украины по футболу. Турнирная таблица. Шахматка. Регламент чемпионата. ]
[ Чемпионат Англии по футболу. Турнирная таблица. Шахматка. Регламент чемпионата. ]
[ Чемпионат Франции по футболу. Турнирная таблица. Шахматка. Регламент чемпионата. ]
[ Чемпионат Германии по футболу. Турнирная таблица. Шахматка. Регламент чемпионата. ]
[ Чемпионат Испании по футболу. Турнирная таблица. Шахматка. Регламент чемпионата. ]
[ Чемпионат Италии по футболу. Турнирная таблица. Шахматка. Регламент чемпионата. ]

[ Раскрутка сайта. Ключевые слова в раскрутке сайта. Как создать. Выбор домена. ]
[ Раскрутка сайта. Подготовка сайта к индексации. ]
[ Раскрутка сайта. Поисковая реклама. Поисковая оптимизация сайта с фреймами. ]
[ Раскрутка сайта. Что такое контекстная реклама. ]
[ Раскрутка сайта.Как правильно обменяться ссылкками. ]
[ Словарь аудио-видео терминов. ]

[ Как выбрать фотоаппарат. ]
[ Как стать профессионалом цифрового фото. Тест фотообъектива. Форматы файлов цифрового фото. ]
[ Полная фотографическая терминология. Самое полнейшее собрание. ]
[ Авторские права на фотографию. Всем фотографам обязательно прочитать. ]
[ Цифровые "зеркалки" - Что особенного? Особенности и характеристики цифровых зеркальных фотокамер ]
[ Зеркало истории или цифровое зеркальное фото. ]
[ Цифровой зеркальный фотоаппарат Canon eos 350D. ]
[ Цифровой зеркальный фотоаппарат Canon eos 400D. ]
[ Nikon D80 и новые объективы AF-S DX Zoom-Nikkor 18-135 мм, AF-S VR Zoom-Nikkor 70-300 мм. ]
[ Введение в проблему цифровой фотографии и прочие размышления. ]
[ Краткий список терминов по цифровой фотографии. ]
[ Форматы файлов. ]
[ История цифровой фотографии. ]

[ Девочки, Девушки, Женщины. ]
[ !!! Способы знакомства. ]
[ !!! Секрет идеального любовника. ]
[ Язык тела. Подстройки под дыхание... ]
[ Погружение. ]
[ Экология общения. Экологическая проверка. ]
[ Обобщение пройденного. ]
[ Карта и территория. ]
[ Знакомство. Доверие. ]
[ Типы людей. ]
[ Транс. Ввведение и выведение. ]
[ Расширяем восприятие. ]


Казино Bwin:Европейский покер Техасский покер Омаха покер Трехкарточный покер Покер с джокером Матч и покер Прогулка Русская бура Крэпс Сик Бо Пай гоу Пай гоу покер Баккара Пунто банко Стос Лови волну Колесо Фортуны Война казино Красная Собака Европейская рулетка Американская рулетка Французская рулетка Блэкджек Блэкджек свич Европейский блэкджек Испанское 21 Понтун Оазис стад покер Русский покер Шестикарточный с обменом покер

Покер Bwin: Техасский покер Омаха покер Трехкарточный покер Покер с джокером Матч и покер Прогулка Русская бура Крэпс Сик Бо Пай гоу Пай гоу покер Баккара Пунто банко Стос Лови волну Колесо Фортуны Война казино Красная Собака Европейская рулетка Американская рулетка Французская рулетка Блэкджек Блэкджек свич Европейский блэкджек Испанское 21 Понтун Оазис стад покер Русский покер Шестикарточный с обменом покер Европейский покер

Букмекерская контора Bwin: Максимально большая линия: 50000 событий в день. Матчи и результаты онлайн.

Выиграть в ставках на спорт можно очень просто - От букмекера Bwin для Вас есть бонус: получите 10 Евро за каждого друга которого вы привлекли на Bwin. Но самое интересное то, что Ваш друг получает ту же сумму. Также есть и другие бонусы взависимости от суммы Вашей ставки. Все эти бонусы действительны только вслучае если вы перейдете по баннеру Bwin, сразу зарегистрируйтесь и сделаете первую ставку не позже 7-ми дней после регистрации.



Rambler's Top100